С древности и по сей Почаевский монастырь является одной из самых почитаемых святынь, которую ежегодно посещают тысячи паломников. Почаевская лавра – самая большая православная святыня Волыни и вторая, после Киево-Печерской лавры в Украине.
Свято-Успенская Почаевская Лавра
Это величественный архитектурный ансамбль, состоящий из 16 церквей, резиденции архиепископа, колокольни, келий. Все здания идеально сочетаются с живописным ландшафтом, скалистым склоном горы и террасами. Святынями Почаевской Лавры является отпечаток ступни Божьей Матери, источник с целебной водой, чудотворная икона Матери Божьей, мощи преосвященного Иова.
Монастырь был основан монахами, которые появились здесь в 1240-1241 гг, спасаясь от татаро-монголов, которые захватили и разрушили Киев. Первыми помещениями монастыря были пещеры в толще гор, а первым зданием – небольшая деревянная церковь Успения, которую возвели в 13 в. на террасе северного уклона холма. Именно тогда, по легенде, и явилась монахам Богоматерь в огненном столбе над Почаевской горой, после чего на одной из скал вроде бы остался отпечаток ее стопы.
Строительство каменного монастыря началось в XVI в, когда владелица этих земель Гойская, до замужества – Козинская, записала в кременецкие земские книги свои большие пожертвования на строительство Почаевской церкви и одноэтажных келий для монахов. Благодаря этому спонсорству строительство пошло скорее и было вскоре закончено. Гойская, кроме того, подарила монахам “чудотворную” икону Богоматери в 1597 г.
В комплекс монастыря кроме многочисленных культовых зданий входят каменные и деревянные оборонные сооружения XVII в. (башни и стены), ведь монастырь за свою историю выдержал не одну осаду.
Архитектурный ансамбль Лавры сформирован с доминантой – Успенским собором 1771- 1783 гг. (по проекту архитектора Готфрида Гофмана, а работы выполнялись под руководством Петра Полейовского). Кстати, при его строительстве архитектора просили “зря деньги не транжирить, лишнее не выдумывать”. Ежегодно монастырь обещал выплачивать архитектору 864 злотых. Гофман искусно использовал скалистые террасы, которые поднимались вверх. Их нарастающий ритм подчеркивает ажурный силуэт собора. В потолках боковых коридоров храма сделано круглые отверстия, через которые можно увидеть три яруса хоров. Такой архитектурный прием творит в интерьере фантастическую игру света и теней.
Начиная с XIX в. старые здания реконструируются, строятся новые: надвратный корпус, колокольня, типография, Троицкий собор (1910 -1913 гг).
В монастыре есть 13 колоколов, 2 из них – часовые. Раньше, говорят экскурсоводы, самый большой колокол было слышно на 30 км., сейчас – где-то на 10. На третьем этаже колокольни есть колокол весом в 11,5 тонн! От его звуков дрожит земля. Храм известен своей прекрасной акустикой.
Что касается икон, то в интерьере есть некоторые еще 1646 года, а главный иконостас был привезен из Москвы. На “чудотворной” иконе оклад – золотой, с настоящими бриллиантами и рубинами. Икона коронована одним из пап римских.
В комплекс сооружений лавры в Почаеве входят еще кельи 1771-1780 гг., Архиерейский дом 1825, колокольня 1861-1871 гг. и надвратный корпус 1835 г. В разработке, планировании, в подготовке интерьеров и организации строительных работ в Почаеве брали участие известные архитекторы Матвей и Петр Полейовский, Ксаверий Кульчицкий. Начиная с 1830-х годов старые здания комплекса реставрируются, к ним добавляются новые сооружения (упомянутый уже надвратный корпус, колокольня, типография за стенами комплекса (1895-1896), Троицкий собор).
В Лавре есть и пещерная церковь монаха Иова в настоящей пещере, там хранятся его мощи.
Успенский собор, доминант комплекса, отличается насыщенным рокайлевим декором: лучковые сандрики, композитный ордер полуколонн, спаренные и одиночные пилястры, декоративные вазы, лепнина, всего вдоволь, всего много. Декоративное убранство Успенского собора возводится в конце XIX в. при активном участии петербургских академиков и худодникив С. Комарова, А. Боссе, И.М. Горбунова, Н.Лаврова, Е.Я.Васильева, М.В. Нестерова, С. Ф. Верховцево.
Настенная масляная живопись собора выполнена в 1876 году лаврскими мастерами. Некоторые композиции помещены в массивные лепные картуши. Сохранились также работы, выполненные в 1807 году способным художником Лукой Долинским. Живопись интерьеров была реставрирована в 1980г.
Кельи строил из кирпича Г.Гоффман с участием К.Кульчицького. Это несколько прямоугольных корпусов, соединенных между собой и с Успенским собором в замкнутую композицию с внутренним двориком. Северный корпус трехэтажный, все остальные – двухэтажные. Коридорная планировка с односторонним размещением помещений. Коридоры перекрыты крестовыми сводами.
Дом архиерея возведен в стиле классицизма. С кирпича, прямоугольный в плане. Размещен на склоне холма, поэтому его восточный фасад трехэтажный, западный и северный двухэтажные, а южный – четырехэтажный. В 1846г. здесь останавливался и работал Тарас Шевченко – это напоминает мемориальная доска.
Колокольня – из кирпича, оштукатуренная, имеет пять ярусов, отмечается насыщенным декором. Третья по высоте колокольня в Украине (после Успенского собора Киево-Печерской лавры и Софии Киевской). Высота ее – 65 метров.
Надвратный корпус построен в стиле классицизма. Это кирпичное двухэтажное прямоугольное сооружение. Ее главный фасад решен в виде четырехколонного портика дорического ордера.
С 1713 до 1832 Почаевский монастырь был греко-католическим, принадлежал к Василианскому Ордену. Именно в то время монастырь был больше всего перестроенный, в частности тогда был построен главный храм Лавры – Святоуспенский. С 1730 г действовала Почаевская типография, из которой вышло 187 книг.
Почаевская лавра – одно из величественных в Украине мест паломничества на Успение Пресвятой Богородицы (28 августа) и преподобного Иова (10 сентября). К ее святыням относятся: след стопы Божьей Матери с источником целебной воды, ее чудотворная икона, мощи преподобного Иова, Амфилохия.
Сооружения Свято-Успенской Почаевской лавры:
Свято-Успенский собор (1771-82 pp., Арх. Г.Гофман)
Троицкий собор (1906-12 pp., Арх. А.Щусев)
кельи (1771-80 pp.)
Архиерейский дом (1825 p.)
колокольня (1861-69 pp.) высотой 65м
надвратный корпус (1835 p.)
Экскурсионные туры на Волынь:
Записи не найдены